Писатель С.С.  Смирнов в повести «Брестская крепость» так охарактеризовал труд военных медиков: «…Из всех профессий, пожалуй, только медики не меняют характера своей деятельности, когда начинается война.  Солдаты жизни в мирное время, они  остаются такими же бойцами со смертью и на войне, только условия их работы становятся другими». Это в полной мере относится  к медикам Саратова, врачам, медсестрам, санитаркам работвших как в городских, так и в передвижных эвакогоспиталях в годы Великой Отечественной войны.

На Рязано-Уральской железной дороге (ныне - Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда.

17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд №87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова).

Его окрестили «Счастливый». А как иначе можно назвать поезд, совершивший 135 рейсов в самое пекло военного ада и вернувшийся оттуда, потеряв лишь хвостовой вагон да одного человека убитым?! Порой казалось, сам Бог хранит этот состав, видевший столько человеческой боли и смертей, что его начальника впору прозвать Хароном. Но нет, майор военной службы Павел Кондратьевич Табаков был простым врачом. И его военно-санитарный поезд № 87 мчался не по подземной реке, а по пылающим городам и сёлам, чтобы вернуть на землю тех, кто был на полпути к небесам.

1 сентября 1941 года на станции Ново-Алексеевка «Счастливый» впервые попал под обстрел. Вражеские самолёты налетели неожиданно. Однако работники ВСП-87 продолжали оказывать помощь пострадавшим. Вторичный налёт немецких стервятников личный состав поезда встретил огнём из винтовок. «Особенно памятна погрузка в Таганроге 3 октября 1941 года в условиях охватившей город паники из-за приближения фашистских войск. Одновременно с небольшой группой раненых (50 человек) ВСП-87 должен был вывезти работников и персонал восьми госпиталей. Однако раненых стали подвозить на мотоциклах и машинах непосредственно с поля боя. Вскоре их число увеличилось до 147. В одном из госпиталей были оставлены носилочные раненые. Узнав об этом я  немедленно принял меры к вывозу этих больных, и все они были доставлены на поезд», вспоминает Павел Кондратьевич Табаков.

Поезд без остановок мчался под обстрелами, а внутри вагона-операционной шла непрекращающаяся борьба за жизни пациентов. Когда в составе не было электричества, оперировали при свечах. На специальную маску врачи капали эфир и надевали её на лица раненых, чтобы облегчить страдания. Если наркоз заканчивался, пациентам давали 200 граммов водки и ремень в зубы. Руки медперсонал мыл полупроцентным раствором нашатыря, а затем 96-процентным спиртом и смазывал ногтевые фаланги йодом. После этого язвы на руках оставались на всю жизнь. 
Нередко в поезд поступали больные, у которых переломы голени фиксировались кусками фанеры, а переломы плеча – косынкой. «Нам неоднократно приходилось разрезать циркулярные гипсовые повязки, из-за развития цианоза и отёчности конечностей, болей в ране или зуда, причиняемого личинками мух. Под повязкой мы (медсёстры) обычно находили обильное гнойное отделяемое с неприятным гнилостным запахом. Личинок мух «убивали» тройным раствором и делали перевязку». В поезде часто не хватало овощей, фруктов, белого хлеба, творога. Однако в каждом рейсе поварам удавалось готовить для пациентов лечебное питание: жидкое для челюстно-лицевых больных, бессолевое – для почечных, кисели для больных колитами. За время войны у личного состава «Счастливого» выработалась настоящая ненависть... к мандаринам. Под Грозным снаряд повредил кухню. Её ремонтировали полгода. Развести костёр бригаде было негде: поезд всё время находился в пути. Раненым давали сухой паёк, а личный состав каждый день получал по два килограмма мандаринов на каждого, что по норме соответствовало нужной калорийности.

«То, что сделано военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика остается олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности», так сказал о военных медиках Маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян.

В Парке Победы на Соколовой горе в г. Саратове установлен музейный экспонат состоящий из локомотива, платформы с зенитным орудием и лечебный вагоном, входивших в состав военно-санитарного поезда №87.

Павел Кондратьевич Табаков

Коллектив госпиталя